Форум рыбаков.

Навигация Форума
Вы должны войти в систему для того, чтобы создавать сообщения и темы.

Муки выбора или в помощь перед покупкой.

Выбор надувной лодки - дело не простое и порой отнимает не меньше времени и нервов, чем при выборе автомобиля. Поэтому перед тем, как приобретать лодку, стоит выяснить для себя несколько важных моментов.

Пайол или НДНД?

Очень важный вопрос, при решении которого сломано уже немало копий. Самым идеальным вариантом, конечно, будет попробовать то и другое на воде, так как свои недостатки и преимущества есть и у пайола и у НДНД. Лодка с НДНД имеет меньший вес в сборе, но пакуется в одну сумку. Пайольная лодка тяжелее при тех же размерах, но зато вес делится на две сумки.

Одни говорят, что надувное дно - это лучший выбор на сегодняшний день, другие считают, что пайолы списывать со счетов еще рано и во многом они имеют свои преимущества.И вот перед нами человек, которому с одной стороны советуют лодку с НДНД, а с другой говорят, что для рыбалки - пайолка.

Имею лодку для многодневных рыбалок. Другими словами - пайолку. Всем запросам отвечает. Джиг стоя, справить нужду - с транца, шмурдяк на дне в сухости (возможная вода всегда под полом), ноги в сидячем положении не затекают. но это ИМХО

Выбор разный бывает. Выбор новичка - это одно. Выбор позователя обоих типов - это другое. У кого-то просто денег нет купить НДНД, вот он и купит дешевую пайолку, а потом будет "свистеть" всем, мол, да мне ваше НДНД задаром не нужно... Или, к примеру, просто человек - теоретик, уверенно считающий, что НДНД - это мягкий матрас, на котором нельзя стоять - есть и такие. "Ежей не ел, но знаю, что невкусно!"

Я бы вопрос поставил иначе. Кто после НДНД пересел обратно на пайолы? Практически все пользователи НДНД бывшие пайольщики, т.е. не по чужим словам, а на своем опыте могут делать выводы. А вот именно таких, кто имел лодку НДНД, а потом купил пайолку - таких (из  моих знакомых лодочников) нет. Есть знакомые пользователи, имеющие оба типа лодок . Ибо есть в некоторых условиях и у пайолки свои преимущества.
Увы, но тенденция последних лет такова - кто реально попользовался (именно лично пользовался-собирал-разбирал, а не просто пару раз на чужой недокачанной НДНДшке проехался) лодкой НДНД после пайолки, тот при смене очередной лодки выбирает НДНД. Мало кому нравится возюкаться с "фанерной поленницей". А ведь ПВХ лодка именно и служит для быстрой и легкой сборки-разборки."Есть конечно ещё лодки РИБ но это отдельная категория которая имеет  ряд своих преимуществ и недостатков.

И так возникает ряд вопросов:

  1. Насколько удобно стоять в лодке с НДНД?
  2. Что будет при пробое днища, например наскочил на топляк?
  3. Вес шкуры например у Компаса 350 - 37-38 кг, а весь комплект 49-50 кг. Дополнительные 13 кг это что, весла и сиденья или что-то еще? 
  4. Глубина кокпита у НДНД меньше чем на пайолке, возникают ли неудобства от этого?

и собственно ответы:

  1. Можно стоять, но хуже.
  2. Ничего не сложится при пробое дна. Баллоны с транцем образуют замкнутый контур, который и будет держать лодку. В отличие от паелки, воды в кокпите не будет.
  3. Полный вес - это с сумками, банками, насосом, всем что входит в комплектацию.
  4. Далеко не всегда, и не во всех лодках с НДНД мелкий кокпит. Примеры из 350-ых: Компас 350S - глубина кокпита 38см, Гидра 350 - тоже в этом районе. Выше уже просто не нужно.

"Лодку с НДНД мыть очень просто, во всяком случае модели грамотно изготовленные.

и так плюсы и минусы

Тип днаПреимуществаНедостатки
НДНД
  1. Простая сборка/разборка
  2. Скоростные качества лодок с НДНД, как правило, выше
  3. Легкая мойка
  4. Удобная транспортировка
  5. Мягкость хода по волне
  6. Вес комплекта до 350-го размера

 

  1. Высокий центр тяжести сложнее стоять.
  2. Стоимость лодок с НДНД, как правило, выше
Пайолы
  1. Низкий центр тяжести
  2. Стоять на пайолах комфортнее
  3. Глубокий кокпит
  4. При попадании воды, она всегда под пайолами

 

  1. Сборка отнимает время и силы
  2. Мойка более затруднительная
  3. Вес комплекта, как правило, будет выше, чем у аналогичного комплекта с НДНД

Хотя был у меня один случай после чего твёрдо решил что все таки пайол и только пайол. Да бы не отвлекать длинным рассказом скажу просто в лодку зашла корова поесть прикормки. Но рыбалку я спокойно продолжил а вот с НДНД боюсь пришлось бы везти в ремонт. Опять же ИМХО.

Материалы и технологии:

У лодок китайского и корейского производства качество сборки лодки и качество ткани не всегда бывает на высоте. Несмотря на богатую фурнитуру швы лодок не всегда выдерживают жару, кроме того часто швы выглядят неровно уже при визуальном осмотре. Также слабым местом китайских и корейских лодок являются транцы. Они в отличии от Российских производителей изготавливающих транцы из березовой водостойкой фанеры, делают свои транцы из более рыхлой фанеры, что при контакте с водой способствует их быстрому разрушению. Поэтому китайские лодки требуют к себе более внимательного отношения. По ходу эксплуатации рекомендуются регулярные осмотры лодки в районе транца. При обнаружении отклеивания материала ПВХ от доски или держателей транца нужно принимать меры незамедлительно, не откладывая ремонт на потом. Не создавайте для себя опасных ситуаций на воде!

Российские производители в отличии от Китайских используют более качественный ПВХ корейского, немецкого и финского производства, что несомненно сказывается на общей массе - лодки получаются более легкими. Достаточно усилить их выступающие места и лодка готова к эксплуатации в полной мере.

Установка банок

Несомненным преимуществом является возможность легкой установки банок в накаченном состоянии. Этим параметром могут похвастаться далеко не все лодки ПВХ. Тем не менее, в случае если банки устанавливаются сложно и только на недокачанной лодке - это отнимет лишние силы и время. Также, сложная установка банок может говорить о несимметричности баллонов, плохо установленных креплений ликтрос-ликпаз и т.д. При выборе лодки, обратите внимание, легко ли устанавливаются банки.

Комплектация лодки

При выборе вы столкнетесь с тем, что какие-то лодки комплектуются, например, хорошими сумками-конвертами, а какие-то некачественными "мешками". Одни комплектуются разными элементами тюнинга, такими как: мягкие накладки на банки, установленные ручки для переноски, дополнительные аксессуары в виде держателей спиннингов или чего-либо другого, а другие в стандартной комплектации продаются "голыми". Здесь важно не "купиться" на дополнительные аксессуары. Все дополнительные элементы - это, конечно, приятно, но не забывайте, что в первую очередь вы выбираете лодку. Помните, что если отталкиваться от того, что нам дадут впридачу, можно купить отлично тюнингованную, плохую лодку. Хотя в зимний период даже хорошие производители устраивают замануху в виде допов и скидок их можно понять на дворе зима а зарплату людям платить нужно.

При выборе лодки в магазине необходимо обратить внимание на геометрию лодки. В первую очередь, разумеется, вам нужно осматривать накаченную лодку, а не сдутую. Встаньте в районе транца и проверьте симметричность баллонов. Баллоны должны быть абсолютно симметричными и ни в коем случае не должны иметь никаких отклонений в этом плане. Если вы выбираете пайольную лодку, то кривые баллоны поспособствуют очень быстрому протиранию материалов пайолами. И вообще, кривая лодка хорошо не поедет!

Важным моментом является область транца. Осмотрите все соединения транца с баллонами и дном тщательно. Ничего не должно вас смущать при таком осмотре. Любые видимые дефекты на стыках транца, говорят о том, что данная лодка не в порядке и вам следует указать на данный дефект продавцу. Кроме того, важным моментом является и толщина транца. Понятно, что с "пятеркой" справится и тонкая фанера, но если вы рассматриваете лодку по мощный мотор, то здесь следует выбирать транец потолще.

Далее, осмотрите все швы лодки. Швы должны быть ровные без каких-либо морщин и складок. Фурнитура обязательно должна быть приклеена ровно и симметрично. В лодке ничего не должно быть "немного отклеено".

  1. Нужно иметь ввиду, что существуют сварные швы и клееные.
  2. Клееные швы менее прочны, нежели сварные.
  3. Материалы ПВХ, пригодные для сварочного метода, как правило, дороже.
  4. Нельзя с уверенностью сказать, что клееные швы - это плохо. Если попробовать склеить два материала ПВХ по всем правилам лодочным клеем, то можно убедиться что оторвать один от другого крайне сложно. Недостатком клееных швов является человеческий фактор - такие швы клеятся людьми и вероятность погрешности больше, нежели со сварными швами. Там от человека зависит гораздо меньше.
  5. Также, сварные швы не подвергаются деформации при жаркой температуре. Клееные же, в свою очередь, при использовании некачественного клея, зачастую "текут" на жаре.
  6. В любом случае, на сегодняшний день далеко не каждый производитель имеет возможность установки оборудования для сварки швов, поэтому лодки клееные руками еще долго будут иметь место на рынке.

Не забывайте, что каждый упущенный недочет в выборе лодки, скорее всего скажется в тот момент, когда вы будете на воде. Уделите должное внимание осмотру лодки перед покупкой.

После покупки лодки убедитесь, что сливной клапан установлен на герметик. Если клапан не установлен на герметик, то сделайте это самостоятельно.

Помните, что ежегодно после окончания сезона, рекомендуется производить ТО лодки и мотора. Как минимум, необходимо осматривать все швы на предмет отклеивания, вздутия и так далее. Также после сезонной эксплуатации, нужно снять сливной клапан, удалить старый герметик, просушить сливное отверстие и установить его на новый.

При зимнем хранении лодки помните, что правильное хранение ПВХ лодки - в накаченном состоянии и если есть такая возможность, храните лодку накачанной. Зимой, при отрицательной температуре в месте хранения лодки, не переносите ее с места на место, не переворачивайте и вообще не совершайте с ней никакие лишние манипуляции. При низкой минусовой температуре, материал ПВХ становится хрупким и легко подвергается повреждениям - он попросту может треснуть.

Если вы храните лодку в гараже либо в помещении, где возможно проникновение грызунов, не забывайте тщательно отмыть лодку от слизи и рыбьей чешуи. Любые предметы со "съедобным" запахом вызывают повышенный интерес у крыс и мышей и вероятность, того что они испортят вам лодку почти 90 процентов.

И ещё один момент- лодки ПВХ, которые находятся в надутом положении, кажутся большими только при осмотре лодки в магазине. Дело в том, что на большой воде любая надувная лодка ПВХ не покажется вам такой большой, как казалась изначально. Если смотреть на лодку ПВХ с точки зрения объема, то оценив всю лодку визуально, часто кажется что он большой. На самом же деле, рабочий объем лодки намного меньше, чем ее общий размер. Несмотря на то, что это очевидный момент - важно об этом знать. Объем балонов скрадывает достаточно много, таким образом в каркасных лодках, при том же размере, рабочий объем значительно больше, в надувных же - значительно меньше. Следует иметь ввиду этот момент, и при финансовой возможности лучше останавливать свой выбор на лодках с как можно более широким кокпитом.

Также следует обращать внимание на то, сколько человек предположительно будут ловить с вашей лодки. Если, например, вы собираетесь ловить в одиночку, то для этих целей прекрасно подходят лодки размерами 2,8-3,3 м. Почему? Потому что такие лодки имеют гораздо меньший вес - их легче собрать в одиночку, их легче переносить в одиночку, и в них достаточно места для одного рыбака, учитывая его инвентарь. Но вдвоем в такой лодке двум спиннингистам уместиться будет очень сложно. Поэтому если вы собираетесь ловить рыбу с лодки вдвоем, то минимальный подходящий размер для вас будет 3,3 метра, а лучше 3,6.

Бытует мнение, что чем более дальние походы на лодке вы планируете совершать, тем больший ее размер следует выбирать. Во-первых, дальние заезды предполагают большее количество багажа, для чего потребуется больше места в лодке. Во-вторых, потребуется большая скорость, а соответственно мощность мотора. Обычно, рекомендуемая мощность моторов для лодок до 3,3 м., не превышает 10-15 лошадиных сил. Ну, и в третьих, чем больше и шире дно лодки, тем устойчивей она чувствует себя на воде.

Следует обращать внимание и на диаметр баллонов. Чем больше диаметр баллонов, тем выше грузоподъемность лодки. Вместе с этим, такую лодку будет гораздо меньше захлестывать волной.

Наверное, к месту будет сказать, что на сегодняшний день, согласно нашему законодательству, права на управление плавсредством, находящимся под мотором мощностью до 8 КВт (10.8 л.с.) не требуются. А как многим из нас известно, мотор 9.9 л.с. и мотор 15 л.с. отличаются незначительно. Также не требуется и регистрация комплекта, если при таком моторе вес лодки не превышает 200-а килограмм. Вес лодки определяется взвешиванием полного комплекта (лодка, мотор, бензобак, весла) без учета судоводителя, пассажиров и багажа.

Но есть одно но вес лодки рассчитывается с максимально устанавливаемым мотором а не с тем который решили поставить вы, что бы было понятнее то допустим вес вашей лодки 100 кг а допустимая мощность устанавливаемого мотора на эту лодку 40 л.с. один из самых тяжёлых сороковок Mercury ME F 40 E EFI -106 кг. и в итоге даже поставив на эту лодку мотор 5 л.с. вы обязаны зарегистрировать данную лодку в ГИМС. хотя права вам будут не нужны.